НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ — ПРЕВРАТИТЬ ПРИРОДНУЮ ДЕТСКУЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ В УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ.
1—4 КЛАССЫ
ПОТОКОВАЯ СИСТЕМА КЛАССОВ
ОБУЧЕНИЕ ПО СТАНДАРТАМ ФГОС С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ И МИРОВЫХ ПРАКТИК
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ С 3 КЛАССА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК С 1 КЛАССА
ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК С 3 КЛАССА
НАСЫЩЕННАЯ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Обучение в начальной школе Европейской гимназии основано на ФГОС. Мы внедряем в учебный процесс лучшие российские и общемировые педагогические практики: метапредметность, исследовательский подход, групповая работа.

Такое сочетание подходов позволяет обеспечивать прочные академические знания и одновременно развивать гибкие (метапредметные) навыки: критическое мышление, коммуникацию, умение работать в команде, самоорганизацию, эмоциональный интеллект, рефлексию, исследовательские навыки. Школьники учатся ставить академические и личные цели, планировать, отслеживать свой прогресс, задавать вопросы, находить закономерности, делать выводы.

Ученики — активные участники учебного процесса. Педагоги создают условия для выражения идей, принятия ответственности за обучение, постановки целей и анализа собственных достижений и тем самым формируют в учениках самостоятельность и субъектность.

НЕ КЛАСС, А ПОТОК

С 1 по 4 класс дети учатся вместе — в одном потоке, без привычного деления на классы. В потоке — 38−45 детей, с которыми работают 3 учителя на уроках и 3 воспитателя во второй половине дня. Учителя планируют уроки и распределяют ребят по группах в зависимости от потребностей учеников и образовательных целей. Такой формат помогает учитывать текущие особенности и потребности школьников, развивать адаптивность, навыки самоорганизации и взаимодействия в команде.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ

Учебный процесс построен вокруг исследовательского подхода. Дети не просто получают знания, а открывают их сами: ставят вопросы, выдвигают предположения, наблюдают, анализируют, делают выводы и находят закономерности.

За год ученики проходят несколько исследовательских тем. Среди них: «Местная среда», «Права и Обязанности», «Системы знаков и символов», «Человек и время», «Космос», «События прошлого», «Планирование деятельности», «Энергия», «Взаимоотношения», «Природное равновесие», «Эффективная коммуникация». Эти междисциплинарные темы объединяют разные предметы. Например, изучая «События прошлого», дети обсуждают мифы разных культур на литературе, бальные танцы — на хореографии, а на математике узнают, как раньше считали и измеряли. Благодаря таким пересечениям ученики учатся видеть связи между изучаемым материалом в разных контекстах и применяют знания в реальной жизни.

В конце начальной школы дети самостоятельно выбирают тему для выставки исследовательских работ.

ОЦЕНИВАНИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

До 3 класса учителя не ставят оценки. В первые годы школьной жизни важно поддержать ребенка в стремлении получить новые знания, а не оценить его и поставить отметку.

С 3 класса срезовые работы по основным предметам оцениваются по уровням достижений. Учитель оценивает не ученика, а его текущие результаты, уровень знаний, владение навыками. Дополнительно педагоги предоставляют обратную связь, подсвечивая дальнейшее направление работы. Так ребенок и его родители понимают, каких результатов уже достиг ученик и над чем стоит поработать.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Английский язык в Европейской гимназии дети начинают изучать с 1 класса. Занятия проходят в малых группах, формируемых в соответствии с уровнем языковых навыков. На занятиях используется коммуникативный подход: дети говорят, играют, поют, обсуждают темы, близкие их возрасту. При этом учебная программа позволяет достичь уровня владения языком А1 к концу 4 класса — для перехода в среднюю школу Европейской гимназии.

С 3 класса добавляется второй иностранный язык: испанский, французский, итальянский, немецкий, китайский. Прежде чем сделать выбор, школьники знакомятся с культурами разных стран на Фестивале иностранных языков.

ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО

Особенность учебной программы — разнообразие арт-направлений: музыка, театр, изобразительное искусство и хореография. Весь поток делится на 4 группы — каждая группа занимается одним видом творчества. Примерно раз в модуль дети меняют направление, чтобы погрузиться в другой вид искусства. Дважды в год классы представляют школьному сообществу масштабные спектакли — результаты совместного творческого труда, где соединяются все виды искусства.

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ

Отдельного урока информатики в начальной школе нет — технологии встроены в процесс обучения. Дети учатся использовать цифровые инструменты в рамках тем исследования и на разных уроках. Например, создают таблицы и диаграммы на математике, презентации — на окружающем мире, иллюстрации, видео- и аудиоролики — на литературе. В результате, навыки в области информатики не существуют отдельно, а становятся инструментами для решения реальных задач.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В 1 классе домашних заданий нет. Они появляются со 2 класса и выполняются в школе во время самоподготовки во второй половине дня. Ребенок может обратиться к воспитателю за советом или помощью — но делает работу сам. Так школьник учится ответственности и саморегуляции, а учитель получает возможность оценить, насколько усвоен пройденный материал.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

Вторая половина дня после окончания основных уроков — гармоничное продолжение школьной жизни. После занятий у ребят есть время на самоподготовку: они могут спокойно и с поддержкой воспитателей выполнить домашние задания, а также поиграть, погулять, почитать или пойти на кружок по своему выбору.

Воспитатели не просто проводят время с детьми, а организуют игровые занятия на английском языке «English Time», обсуждают события прошедшего дня, придумывают игры и проекты.

После основных уроков также проходят кружки и секции по четырем направлениям: наука, творчество, спорт и навыки. Кружки могут служить отражением академических интересов ребенка и развивать его кругозор. Среди кружков, которые предлагает школа: Media Lab, 3D-моделирование, настольные игры, арт-мастерская, makers club, contemporary dance, бумажная архитектура, джиу-джитсу и многое другое.

Экскурсии и встречи с приглашенными гостями также проходят после уроков — это еще один способ по-новому взглянуть на темы, которые дети изучают в первой половине дня. Например, исследуя системы знаков, ребята отправляются в музей криптографии, а тему «События прошлого» продолжают изучать в ГМИИ им. Пушкина на квесте «Прогулка по Древнему Египту».

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

В каждом классе проходят групповые занятия с логопедом и психологом.

Логопед помогает справиться с трудностями обучения, развивая у детей навыки грамотной письменной и устной речи. Психолог наблюдает за динамикой в группе и помогает предотвратить возможные сложности. На занятиях дети учатся понимать и выражать свои эмоции, выстраивать границы, договариваться и слышать других. Так формируется здоровая атмосфера доверия и принятия в классе.

Нейропсихологическая и логопедическая диагностики регулярно проходят в каждом классе. Их результаты учитываются в дальнейшем обучении и позволяют скорректировать траекторию развития ребенка.

ВЫСТАВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Финальное событие начальной школы — Выставка исследовательских работ 4 класса. В начале года ребята выбирают темы, которые им действительно интересны, и работают над ними в командах с приглашенным наставникам.

Среди тем последних лет: кинология, криптовалюта, фобии, птицы, футболисты, искусственный интеллект, архитектура, дизайн интерьеров, механизмы работы городской среды, здоровый образ жизни, скрытый сахар в продуктах и многое другое.

В процессе исследования дети изучают разные источники информации, проводят опросы, ставят эксперименты, берут интервью у экспертов, чтобы всесторонне изучить тему. Они не просто изучают мир, а придумывают как изменить его к лучшему: реализуют социальные инициативы сами и воодушевляют других на изменения.

Результатом исследований становятся реальные дела и полезные продукты. Например, ребята создавали дизайн комнат, гайд по безопасному поведению в интернете, разрабатывали рекомендации для родителей по профилактике зависимости от гаджетов, сравнивали продукты по содержанию сахара в магазине, проводили мастер-классы по способам преодоления сложных эмоций, запустили в тираж несколько экземпляров собственной книжки «Определитель птиц парка Сокольники».

Результаты своей работы они представляют на большой Выставке исследовательских работ, демонстрируя все, чему они научились в рамках программы начальной школы.