БЛОГ

«Для тех, кому хочется большего»: Advanced High School Programme в Европейской гимназии. Часть 2

В первой части мы подробно рассказали о программе Advanced High School Programme — о том, как она помогает старшеклассникам учиться на английском языке, готовиться к экзаменам A-Level и ЕГЭ, развивать академические навыки, которые ценят ведущие университеты мира, и поступать туда, куда действительно хочется.

Но когда перед тобой открыт весь мир, сделать выбор становится особенно трудно. Как понять, кем хочешь быть? Где твое место? Как справиться со стрессом и ответственностью, которая приходит вместе с такой свободой?

В продолжении интервью координатор старшей школы Европейской гимназии Петр Мазаев рассказывает, как школа помогает подросткам разбираться в себе, справляться с вызовами и принимать решения — и почему родителям важно относиться к образованию детей как к совместному приключению.
В продолжении интервью координатор старшей школы Европейской гимназии Петр Мазаев рассказывает, как школа помогает подросткам разбираться в себе, справляться с вызовами и принимать решения — и почему родителям важно относиться к образованию детей как к совместному приключению.

Как Европейская гимназия помогает ученикам выбрать вуз

У нас есть консультант по университетам, который помогает ребятам ориентироваться в процессе поступления и подбирать подходящие вузы. Но мы не просто даем советы — мы побуждаем ребят рефлексировать — осмыслять, что и почему они выбрали.

В начале каждого учебного года (и еще несколько раз в течение него) старшеклассники защищают свою образовательную траекторию: рассказывают, почему выбрали именно эти университеты, какие баллы там нужны, почему они считают, что смогут их набрать, как они собираются достигать результата, насколько этот план реалистичен.

Кроме того, ребята защищают свою программу и перед родителями — ведь фактически это спонсоры обучения. Мы им тоже задаем неудобные, но важные вопросы: могут ли родители оплатить выбранное обучение, насколько это решение обдумано. Подростки уже достаточно взрослые, чтобы столкнуться с такими вопросами напрямую — без иллюзий и драматизации.

Мы помогаем составлять мотивационные письма, подавать заявки через международные платформы, которые принимают applications в разные университеты. Единственное, чего мы не делаем, — это оформление виз и личных бюрократических документов. Во всем остальном можно на нас положиться.

Про выбор и сомнения

Ребята довольно часто меняют профиль. И это нормально. В 16 лет очень сложно сразу выбрать себе специальность. Мы начинаем разговор о выборе еще в девятом классе: задаем вопросы, рассказываем ребятам о том, какие предметы есть, даем возможность попробовать. В начале 10-го класса у них еще есть месяц на обдумывание.

И ученики Европейской гимназии и внешние ребята не могут просто так попасть на программу — они должны пройти вступительное испытание. Это сложная программа, к ней нужно быть готовым. Мы довольно часто говорим ребятам: «Слушайте, вы не справитесь, если у вас нет таких-то навыков». И мы всегда честно это обсуждаем. Часто после этого ребята могут кардинально изменить свой выбор.

Например, у нас был ученик, который начинал с набора: физика, информатика, математика. Походил он на эти предметы и понял, что лучше будет заниматься экономикой, бизнесом и социологией. Совсем в другую сторону ушел человек — просто осознал, что ему не нравится заниматься этим в таком объеме.

А другой, наоборот, оказался невероятно упертым. Он мечтает стать автомехаником, создавать гоночные болиды и учиться в Италии — на английском языке. И хотя у него английский пока не очень сильный, он его подтягивает. Он тянет свою математику, тянет computer science, тянет физику, чтобы сдать экзамены и стать инженером в этой компании. Вот такие у нас бывают кейсы.

Advanced High School Programme — это вызов

Advanced High School Programme — про раннее взросление. Она про то, что ребятам нужно очень рано сделать свой выбор, собраться, сконцентрироваться и работать.

Здесь будет непросто совмещать учебу, дополнительные занятия, собственные увлечения и хобби. Можно ли это сделать? Можно. Но для этого нужно быть человеком с железными нервами. И, конечно, у подростков это получается не всегда.

Поэтому мы заранее проводим психологическое тестирование, чтобы понять, кто готов к такому темпу, и ценностное интервью с родителями — потому что без поддержки семьи пройти этот путь очень трудно.

Какими становятся выпускники

Чем наши выпускники отличаются от выпускников других школ? Они очень свободные! Они неудобные — часто задают неудобные вопросы, дают неудобные комментарии. В целом, они не боятся авторитета взрослого. Европейская гимназия действительно делает таких студентов.

Когда они приходят в университет, часто удивляют преподавателей: им говорят «Это обязательно, и ты от этого никуда не денешься. Вот есть четыре предмета, которые тебе интересны, и еще восемь, которые не интересны, но их нужно сдать», а они спрашивают — «Почему мы должны учить это, если можем не учить?» Хотя, на программе они уже встречались с этим опытом и знают, как с ним справляться.

Наши ученики — самостоятельные. Эта самостоятельность проявляется у всех по-разному, но в целом они гораздо более независимы, чем во многих других учебных заведениях, которые я знаю. Они действительно готовы к самостоятельной жизни. В конце концов, люди, которые поступают на такие программы как Advanced High School Programme, готовы к тому, что им придется уехать и учиться где-то далеко — там, где не сядешь в такси и не доедешь до родителей. Там, где все проблемы приходится решать самому.
Выпускники Европейской гимназии очень свободные! Они часто задают неудобные вопросы, дают неудобные комментарии. В целом, они не боятся авторитета взрослого. Европейская гимназия действительно делает таких студентов.

«Невозможно кого-то научить — можно только помочь научиться»

У меня есть выпускники, которые меня по-настоящему вдохновляют. Один мой студент свободно говорил на трех языках, умел собраться в любой момент, при этом не потерял своего сердца, был активен и участвовал во всем, что только мог. Хотя общение не всегда было его самой сильной стороной. Сейчас он очень успешный студент в престижном зарубежном вузе.

Знаете, есть такая идея, которую продвигают современные когнитивисты: никто никого ничему не учит. Невозможно кого-то научить — можно только помочь научиться. Учится человек всегда сам. И, конечно, учителя при этом фыркают, потому что они действительно многому учат. Но этот студент — пример того, как человек может научиться почти всему самостоятельно. Ты просто упоминаешь при нем какие-то вещи — а он идет, смотрит, читает, разбирается сам. Потому что понимает, что это важно и интересно.

Что важно помнить родителям

Подросткам я обычно говорю: дерзайте. Все возможно, если вы готовы трудиться ради своей мечты.

А родителям — другое. Дети — не инвестиция. Они не должны «окупаться». Дети — это люди, с которыми вам должно быть интересно разговаривать, смеяться, спорить — даже когда они вырастут.

Это скорее история про инвестиции в сумасшедший стартап. Я часто сравниваю это с историей про Колумба и Изабеллу Кастильскую с Фердинандом Арагонским, которые дали ему денег на экспедицию.

Вы тоже, по сути, даете деньги на сумасбродную идею, которая может перевернуть мир. Может быть, лично вам она ничего не принесет. Но зато как интересно потом будет об этом вспоминать! Это приключение.

И если воспринимать образование своего подростка как приключение, становится, правда, немного легче. И гораздо интереснее.

Начало интервью — ЧАСТЬ 1